Предыдущая Следующая
Изменяются не только объяснения, постепенно
изменяются (становятся более совершенными) наши критерии и представление о
том, что должно считаться объяснением. Таким образом, список приемлемых
способов объяснения всегда будет оставаться открытым сверху, а потому и список
приемлемых критериев реальности должен оставаться таким же. Но что же
присутствует в объяснении, — если по каким-то причинам мы считаем его удовлетворительным, — что должно заставить нас классифицировать
одни вещи как реальные, а другие как иллюзорные или воображаемые?
Джеймс Босуэлл в своей книге «Johnson's Life»[6]
рассказывает, как он и доктор Джонсон обсуждали солипсистскую теорию епископа
Беркли о несуществовании материального мира. Босуэлл заметил, что, хотя никто
не верит в эту теорию, никто все же не может ее опровергнуть. Доктор Джонсон
пнул большой камень и, почувствовав отдачу в ноге. сказал: «Я опровергаю ее вот так». Он имел в виду, что отрицание
существования камня Беркли несовместимо с обнаруженным им объяснением в виде
отдачи, которую он почувствовал сам. Солипсизм не в состоянии дать ни одного
объяснения того, почему этот или любой другой эксперимент имеет именно такой
результат. Чтобы объяснить то воздействие, которое оказал на него камень,
доктор Джонсон был вынужден сформировать какую-либо точку зрения относительно
природы камней. Были ли они частью независимой внешней реальности или плодом
его воображения? В последнем случае ему пришлось бы сделать вывод, что «его
воображение» само по себе —
громадная, сложная, автономная вселенная. Та же дилемма возникла бы перед
профессором-солипсистом, который, если бы стремился к объяснениям, вынужден был
бы сформировать свою точку зрения относительно природы слушателей. И
Инквизиции пришлось бы принять точку зрения источника закономерности, лежащей в
основе движения планет, закономерности, которую можно объяснить, только
ссылаясь на гелиоцентрическую теорию. Принятие своей собственной позиции в
качестве объяснения мира привело бы всех этих людей непосредственно к реализму
и рационализму Галилео. Но идея доктора Джонсона — это нечто большее, чем опровержение солипсизма. Она также
показывает критерий реальности, используемый в науке, а именно: если что-то может оказать ответное воздействие,
значит оно существует. «Оказать ответное воздействие» в данном
случае не обязательно означает, что так называемый объект реагирует на то, что
его пнули — что на него оказали
физическое воздействие, как на камень доктора Джонсона. Достаточно того, что,
когда мы «пинаем» что-то, этот объект воздействует на нас способами, которые
требуют независимого объяснения. Например, у Галилео не было средств
воздействия на планеты, но он мог воздействовать на свет, исходящий от них.
Его эквивалентом пинания камня было преломление этого света через линзы
телескопов и глаза. Этот свет реагировал, «воздействуя» на сетчатку его глаз.
И это ответное воздействие позволило ему сделать вывод не только о реальности
света, но и о реальности гелиоцентрического движения планет, необходимого для
объяснения картин падающего света. Предыдущая Следующая
|