Предыдущая Следующая
Не существует и иерархии надежности от
математических аргументов к научным и философским. Некоторые философские
доказательства, включая доказательство ложности солипсизма, гораздо более
неопровержимы, чем научные. В действительности, каждое научное доказательство
принимает ложность не только солипсизма, но и других философских теорий,
включая любое количество вариантов солипсизма, которые могли бы противоречить
особым частям научного доказательства. Я также покажу (в главе 10), что даже чисто математические
доказательства получают свою надежность из физических и философских теорий,
поддерживающих их, и, следовательно, не могут обеспечить абсолютную определенность.
Приняв реализм, мы постоянно сталкиваемся с
принятием решений относительно реальности категорий, на которые ссылаемся при
конкурирующих объяснениях. Принять решение об их нереальности (как мы сделали
это в случае с «ангельской» теорией движения планет) — все равно, что отвергнуть
соответствующие объяснения. Таким образом, при поиске и сравнении объяснений
нам нужно нечто большее, чем опровержение солипсизма. Нам нужно найти причины
принятия или отвержения факта существования тех категорий, которые могут
появиться в конкурирующих теориях; другими словами, нам необходим критерий
реальности. Безусловно, нельзя ожидать, что мы найдем конечный или безошибочный
критерий. Наши суждения о том, что реально, а что — нет, всегда зависят от различных объяснений, которые нам
доступны и иногда меняются по мере того, как наши объяснения становятся более
совершенными. В девятнадцатом веке мало что с большей уверенностью посчитали
бы реальнее силы тяготения. Она не только фигурировала в системе законов
Ньютона, которая в то время не имела конкурентов, ее мог почувствовать каждый,
постоянно, даже с закрытыми глазами —
или так всем казалось. Сегодня мы понимаем тяготение не через теорию Ньютона, а
через теорию Эйнштейна, и мы знаем, что такой силы не существует. Мы ее не
чувствуем! Мы просто чувствуем сопротивление, которое препятствует нашему
проникновению в землю под нашими ногами. Ничто не тянет нас вниз. Единственная
причина, почему мы падаем, когда теряем опору, заключается в том, что
структура пространства и времени, в которой мы существуем, искривлена. Предыдущая Следующая
|