Предыдущая Следующая
В этой связи позвольте мне показать, что
«исход» в обычном смысле — это единственный способ связи объяснений различных
нитей. До сих пор я рассматривал только то, что можно было бы назвать предсказательным исходом. Например, мы
верим, что предсказания теории эволюции логически следуют из законов физики,
даже несмотря на то, что доказать эту связь может оказаться трудно с позиций вычисления.
Но мы не верим, что объяснения в
теории эволюции следуют из физики. Однако неиерархическая объяснительная
структура допускает возможность объяснительного исхода. Допустим, ради доказательства,
что данное моральное суждение можно объяснить как правильное в некотором узком
утилитарном смысле. Например: «Я хочу это; это никому не повредит: значит, это
правильно». Но это суждение однажды может превратиться в вопрос. Я мог бы
спросить: «Следует ли мне хотеть
этого?» Или: «Действительно ли я прав, что это никому не повредит?» — так как
сам вопрос о том, кому, по моему суждению, «повредит» это действие, зависит от
моральных допущений. Если я буду спокойно сидеть в кресле у себя дома, то это
«повредит» всем людям на Земле, которые могли бы извлечь пользу, если бы я вышел
и помог им в тот момент: это также «повредит» всем ворам, которые хотели бы
украсть мой стул, если только я ненадолго куда-то выйду; и так далее. Чтобы
разрешить подобные вопросы, я привожу дополнительные теории морали, включающие
новые объяснения моей моральной ситуации. Когда такое объяснение покажется
удовлетворительным, я буду экспериментально использовать его, чтобы рассудить,
что правильно, а что нет. Но объяснение, хотя и временно удовлетворительное
для меня, все же не поднимется над уровнем утилитаризма.
Итак, допустим, что кто-то создает общую
теорию о таких объяснениях. Допустим, что в эту теорию вводят такое понятие
высокого уровня, как «права человека», и предположим, что введение этого понятия
(для данного класса моральных проблем, подобных той, которую я только что
описал) всегда будет порождать новое объяснение, решающее эту проблему в
утилитарном смысле. Далее, допустим, что эта теория об объяснениях сама по себе
является объяснительной теорией. Она с помощью какого-то другого направления
объясняет, почему анализировать
проблемы на основе прав человека «лучше» (в утилитарном смысле). Например, она
могла бы объяснить с помощью эпистемологии, почему можно ожидать, что уважение
прав человека будет способствовать росту знания, которое само по себе является
предварительным условием решения моральных проблем. Предыдущая Следующая
|