Предыдущая Следующая
Эти генетические теории можно рассматривать
как особый случай более обширной уловки; которая отрицает смысл моральных суждений
на основе того, что в действительности мы не выбираем свои действия — что
свободная воля — это иллюзия, несовместимая с физикой. Но на самом деле, как мы
видели в главе 13, свободная воля совместима
с физикой и вполне естественно вписывается в описанную мной структуру
реальности.
Утилитаризм
был ранней попыткой объединить моральные объяснения с научным мировоззрением
через «полезность». Здесь «полезность» отождествлялась с человеческим счастьем.
Делать моральный выбор было равноценно вычислению, какое действие принесет
больше счастья либо для одного человека (здесь теория становилась более неопределенной),
либо для «самого большого» количества людей. Различные версии этой теории
заменили «удовольствие» или «предпочтение» на «счастье». Если рассматривать
утилитаризм как отречение от ранних авторитарных систем морали, то он не
является исключением. И в том смысле, что он просто защищает отказ от догмы и
действие в соответствии с «предпочитаемой» теорией, которая выжила после
рациональной критики, все люди — утилитаристы. Но как попытка решить обсуждаемую
здесь проблему, проблему объяснения смысла моральных суждений, он тоже содержит
роковую ошибку: мы выбираем свои предпочтения.
В частности, мы изменяем свои
предпочтения и даем этому моральное объяснение. Такое объяснение нельзя
перевести на язык утилитаризма. Существует ли основное, главное предпочтение,
которое контролирует изменения наших предпочтений? Если бы такое предпочтение
существовало, то его невозможно было бы изменить, и утилитаризм деградировал
бы, превратившись в генетическую теорию морали, описанную выше.
Как же тогда моральные ценности относятся к
конкретному научному мировоззрению, которое я защищаю в этой книге? Я могу, по
крайней мере, утверждать, что нет фундаментального препятствия тому, чтобы
сформулировать это отношение. Проблема со всеми предыдущими «научными
мировоззрениями» заключалась в их иерархических объяснительных структурах.
Точно так же, как невозможно, в рамках такой структуры, «доказать» истинность научных теорий, невозможно и
доказать правильность образа
действий (потому что, как тогда доказать правильность структуры в целом?). Как
я уже сказал, каждая из четырех нитей имеет иерархическую объяснительную
структуру, но структура реальности в целом выглядит иначе. Поэтому объяснение
моральных ценностей как объективных качеств физических процессов не нужно
приравнивать выведению их из чего-либо, даже в принципе. Так же, как с
абстрактными математическими категориями, возможность или невозможность
понимания физической реальности без приписывания реальности и таким ценностям,
будет связана с вкладом, который они делают в объяснение. Предыдущая Следующая
|