Предыдущая Следующая
Новшество Ричарда Доукинса, изложенное в его
книгах The Selfish Gen[23]
и The Blind Watchmaker[24]. тем не менее,
опять является заявлением истинности общепринятой теории. Он считает, что ни
одно из настоящих возражений неприукрашенной модели Дарвина при более внимательном
изучении не является хоть сколь-нибудь существенным. Другими словами, Доукинс
заявляет, что теория эволюции Дарвина обеспечивает полное объяснение
происхождения биологических адаптации. Доукинс развил теорию Дарвина в ее
современной форме как теорию репликаторов. Репликатор, который лучше других
реплицируется в данной среде, в конце концов, вытеснит все остальные варианты
самого себя, потому что, по определению, они реплицируются хуже. Выживает
вариант не сильнейшего вида
(Дарвин это осознавал не полностью), а сильнейшего гена. Одно из следствий этого заключается в том, что иногда
ген может вытеснить гены варианта (например, гены менее громоздких хвостов у
павлинов) средствами (например, полового отбора), которые не обязательно
продвигают благо для всего вида или его отдельной особи. Но вся эволюция
продвигает «благо» (т.е. репликацию) генов, реплицирующих наилучшим образом, — отсюда и пошел термин «эгоистичный
ген». Доукинс объясняет все возражения и показывает, что теория Дарвина при
правильной интерпретации не имеет ни одного из мнимых недостатков и
действительно объясняет происхождение адаптации.
Именно версия дарвинизма Доукинса стала общепринятой
теорией эволюции в практическом смысле. Однако она по-прежнему не является
общепринятой парадигмой. Многих
биологов и философов до сих пор не покидает ощущение, что в этом объяснении
есть огромный пробел. Например, в том же смысле, в каком теория «научных
революций» Куна оспаривает картину науки Поппера, соответствующая эволюционная
теория оспаривает картину эволюции Доукинса. Это теория периодически нарушаемого равновесия,
которая гласит, что эволюция происходит краткими периодами бурного развития,
которые разделяют длительные периоды равновесия. Эта теория даже может быть
фактически истинной. В действительности она противоречит теории «эгоистичного
гена» не больше, чем эпистемологии Поппера противоречит высказывание о том,
что концептуальные революции не происходят ежедневно или что ученые часто
противостоят фундаментальным новшествам. Но как и в случае с теорией Куна,
способ представления теории периодически нарушаемого равновесия и других
вариантов сценариев эволюции как решающих некоторую проблему, которую вроде бы
пропустила предыдущая теория эволюции, открывает степень, в которой нам еще
предстоит усвоить объяснительную силу теории Доукинса. Предыдущая Следующая
|