Предыдущая Следующая
Во всех этих историях машина времени должна
была быть создана некой внеземной цивилизацией, которая смогла достичь
путешествий во времени уже во времена Шекспира и которая хотела разрешить своему
историку использовать одну из немногих щелей, которые невозможно было бы
обновить, для путешествия в то время. Или возможно (я полагаю, даже менее
вероятно), что вблизи какой-то черной дыры могла существовать естественно создавшаяся
машина времени, которую можно было бы использовать.
Все эти истории относятся к совершенно
согласованной цепочке
— или, скорее, к кругу —
событий. Причина их загадочности и того, почему они заслуживают названия
парадокса, заключается в чем-то другом. Она заключается в том, что в каждой
истории великая литература появляется без человека, написавшего ее: никто не
написал ее в самом начале, никто не создал ее. И эта предпосылка, хотя и
логически согласованная, глубоко противоречит нашему пониманию того, откуда
исходит знание. В соответствии с эпистемологическими принципами, которые я
изложил в главе 3, знание не
появляется сразу в полной форме. Оно существует только как результат
творческих процессов, которые есть постепенные эволюционные процессы, всегда
берущие начало с задачи, продолжающиеся экспериментальными новыми теориями,
критикой и исключением ошибок и заканчивающиеся новой предпочтительной
проблемной ситуацией. Именно так Шекспир писал свои пьесы. Именно так Эйнштейн
открыл свои уравнения поля. Именно так все мы преуспеваем в решении любой
задачи, большой или маленькой, в нашей жизни или при создании чего-то ценного.
Именно так появляются новые живущие виды.
Аналогом «задачи» в данном случае является экологическая ниша. «Теории» — это гены, а экспериментальные новые
теории — это видоизмененные гены.
«Критика» и «исключение ошибок» —
это естественный отбор. Знание создается намеренным действием людей,
биологические адаптации — слепым
неразумным механизмом. Слова, которые мы используем для описания этих двух
процессов, различны, да и эти процессы физически непохожи, но обстоятельные
законы эпистемологии, которые управляют обоими процессами, одни и те же. В
одном случае эти законы называются теорией роста научного знания Поппера; в другом — теорией эволюции Дарвина. Парадокс
знания можно было бы сформулировать и для живущих видов. Скажем, мы с помощью
машины времени переносим нескольких млекопитающих в век динозавров, когда
млекопитающих еще не было. Мы отпускаем своих млекопитающих на свободу. Динозавры
вымирают, и наши млекопитающие сменяют их. Таким образом, новый вид появился,
не развившись в процессе эволюции. В данном случае даже проще увидеть, почему
эта версия неприемлема с философской точки зрения: она подразумевает недарвинианское
происхождение видов, а конкретнее, креационизм.
Вероятно, здесь не задействован ни один Создатель в традиционном смысле этого
слова. Тем не менее, происхождение видов в этой истории явно
сверхъестественно: история не дает никаких объяснений — и исключает возможность их
существования — того, каким образом определенные и сложные адаптации
видов к своим нишам попали туда. Предыдущая Следующая
|