Предыдущая Следующая
Таким образом, ситуации, связанные с
парадоксом знания нарушают принципы эпистемологии или, если хотите, эволюции.
Они парадоксальны только потому, что содержат создание сложного человеческого
знания или сложных биологических адаптации из ничего. Аналогичные истории,
связанные с объектами другого рода или информацией на петле времени, не
являются парадоксальными. Понаблюдайте за галькой на пляже; затем вернитесь во
вчерашний день, найдите гальку где-то в другом месте и переложите ее туда, где
вы собираетесь ее найти. Почему вы нашли ее именно в этом месте? Потому что вы
переложили ее туда. Почему вы переложили ее туда? Потому что вы нашли ее там.
Вы стали причиной того, что некоторая информация (положение гальки) появилась
на самосогласованной петле времени. И что же? Галька должна была быть где-то.
При условии, что история не содержит получения чего-то из ничего, как в случае
со знанием или адаптацией, она не является парадоксом.
С перспективы мультиверса, путешественник во
времени, который посещает Шекспира, не пришел из будущего именно этой копии
Шекспира. Он может повлиять, или, возможно, заместить, ту копию, к которой он
пришел. Но он никогда не может посетить копию, которая существовала в той
вселенной, из которой он пришел. А именно эта
копия написала пьесы. Таким образом, у пьес был подлинный автор, и в
этой истории нет парадокса, связанного с петлей времени. Знание и адаптация,
даже при наличии путей в прошлое, появляются только по возрастающей, через
действия творческих способностей человека или биологической эволюции, и никак
иначе.
Хотелось бы мне иметь возможность сообщить,
что это требование также строго соблюдается законами, которые квантовая теория
накладывает на мультиверс. Я ожидаю, что это так, но это трудно доказать, так
как трудно выразить желаемое свойство на современном языке теоретической
физики. Какая математическая формула отличает «знание» или «адаптацию» от
бесполезной информации? Какие физические качества отличают «созидательный»
процесс от несозидательного? Хотя мы еще не можем ответить на эти вопросы, я не
думаю, что эта ситуация безнадежна. Вспомните выводы главы 8 о важности жизни и знания в мультиверсе.
Там я указал (по причинам, далеким от путешествия во времени), что создание
знания и биологическая эволюция —
физически важные процессы. И одна из причин заключалась в том, что эти, и
только эти, процессы имеют определенное влияние на параллельные вселенные — а именно, создают траневселенскую
структуру, уподобляя вселенные друг другу. Когда, однажды, мы поймем детали
этого влияния, возможно, мы сумеем определить знание, адаптацию, творческие
способности и эволюцию на основе сходимости вселенных. Предыдущая Следующая
|