Предыдущая Следующая
Ошибка такого рода происходит из нашей
привычки к тому, что время является внешними рамками любого физического
объекта, который мы можем рассматривать. Мы привыкли представлять физический
объект как потенциально изменяющийся и, таким образом, существующий в виде
последовательности вариантов самого себя в различные моменты. Но сама
последовательность моментов на рисунках, подобных рисункам 11.1-11.3, является исключительной
категорией. Она не существует во временных рамках — она является
этими рамками. Поскольку вне нее нет времени, нелогично представлять, что она
изменяется или что существует более одного ее последовательного варианта. Это
усложняет восприятие подобных рисунков. Сам рисунок, как и любой другой
физический объект, существует в течение какого-то промежутка времени и состоит
из многочисленных вариантов самого себя. Однако то, что изображает рисунок, — а именно, последовательность вариантов чего-либо — существует только в одном варианте.
Ни одно точное изображение временных рамок не может быть движущимся или
изменяющимся рисунком. Оно должно быть стационарным. Но в принятии этого есть
внутренняя психологическая трудность. Несмотря на стационарность рисунка, мы
не можем воспринимать его стационарно. Он показывает последовательность
моментов одновременно на странице, и чтобы отнести это к нашему опыту, фокус
нашего внимания должен перемещаться вдоль этой последовательности. Например, мы
могли бы посмотреть на один снимок и принять, что он представляет «сейчас», а
момент спустя посмотреть на снимок справа от него и решить, что он представляет
новое «сейчас». Далее, мы склонны путать истинное движение фокуса нашего
внимания по простому рисунку с
невозможным движением чего-либо через реальные моменты. Это очень легко
сделать.
Однако эта проблема заключается не только в
сложности иллюстрации теории
времени. Сама теория содержит независимую и глубокую неопределенность: она не
может решить, является ли настоящее объективно одним моментом или многими
моментами — и
следовательно, например, изображает ли рисунок 11.1 один момент или много. Здравый смысл требует, чтобы
настоящее было одним моментом, чтобы разрешить поток времени — разрешить, чтобы настоящее
перемещалось через моменты от прошлого к будущему. Однако здравый смысл также
требует, чтобы время было последовательностью моментов с движением и
изменением, состоящим из различий между вариантами какого-либо объекта в
различные моменты. А это значит, что сами моменты неизменны. Таким образом,
конкретный момент не может стать настоящим или перестать быть настоящим, ибо
это было бы переменой. Следовательно, настоящее объективно не может быть одним
моментом. Предыдущая Следующая
|