Предыдущая Следующая
Мы не ощущаем, что время течет или проходит.
Мы чувствуем различия между нашими настоящими ощущениями и нашими настоящими
воспоминаниями о прошлых ощущениях. Мы правильно интерпретируем эти различия
как свидетельство того, что со временем вселенная меняется. Но кроме того, мы
неправильно интерпретируем их как свидетельство того, что наше сознание, или
настоящее, или что-либо еще, движется во времени.
Если бы движущееся настоящее по своей прихоти
остановилось на день или два, а затем снова начало бы двигаться в десять раз
быстрее, чем до остановки, что мы стали бы осознавать? Ничего особенного — или, скорее, этот вопрос не имеет
смысла. Не существует ничего, что могло бы двигаться, останавливаться или течь,
не существует ничего, что осмысленно можно было бы назвать «скоростью» времени.
Все, что существует во времени, должно принимать форму неизменных снимков,
расположенных вдоль временной линии. Это включает сознательный опыт всех
наблюдателей с их ошибочной интуицией, связанной с тем, что время «течет». Они
могут представлять, как «движущееся настоящее» перемещается вдоль линии,
останавливается и снова начинает двигаться, или даже возвращается назад, или
совсем прекращает свое существование. Но даже если это вообразить, этого все
равно не произойдет. Ничто не может двигаться вдоль этой линии. Время не Может
течь.
Идея о потоке времени действительно
предполагает существование второго сорта времени, помимо разумного понимания
времени как последовательности моментов. Если бы «сейчас» действительно двигалось
от одного момента к другому, это происходило бы по отношению к этому внешнему времени. Но серьезное отношение к
этой идее приводит к бесконечному регрессу, поскольку в этом случае нам
пришлось бы представить само внешнее время как последовательность моментов с
его собственным «настоящим моментом», движущимся относительно еще более
внешнего времени —
и т.д. На каждой ступени поток времени не имел бы смысла, пока мы не отнесли
бы его к потоку внешнего времени, и так до
бесконечности. На каждой ступени у нас была бы концепция, не имеющая
смысла; и вся бесконечная иерархия тоже не имела бы смысла. Предыдущая Следующая
|