Предыдущая Следующая

|
Рис. 11.3. В каждый момент «сейчас»
является этим самым моментом
|
Таким образом, на этом рисунке нет одного
«настоящего момента», за исключением субъективного. С точки зрения наблюдателя
в конкретный момент, этот момент действительно выделяется, и этот наблюдатель
только его может назвать «сейчас», точно так же, как любое положение в
пространстве выделяется как «здесь» с точки зрения наблюдателя, который
находится в этом положении. Однако объективно ни один момент не имеет большей
привилегии называться «сейчас», чем все остальные, так же, как ни одно
положение не имеет большей привилегии называться «здесь», чем все другие.
Субъективное «здесь» может перемещаться в пространстве по мере перемещения
наблюдателя. Может ли субъективное «сейчас» точно также перемещаться во
времени? Верны ли все-таки рисунки 11.1 и 11.2 в том,
что иллюстрируют время с точки зрения наблюдателя в конкретный момент? Конечно,
нет. Даже субъективно «сейчас» не движется
во времени. Часто говорят, что кажется,
словно настоящее движется вперед во времени, потому что настоящее определяется
только по отношению к нашему сознанию, а наше сознание движется вперед через
моменты. Однако наше сознание не делает, да и не могло бы делать, этого.
Говоря, что наше сознание, «кажется», переходит от одного момента к
следующему, мы попросту пересказываем теорию потока времени. Но думать о том,
что единственный «момент, который мы осознаем» движется от одного момента к
другому, не более осмысленно, чем думать об одном настоящем моменте или о
чем-либо еще, что ведет себя точно так же. Ничто
не может двигаться от одного момента к другому. Существовать в каком-то
конкретном моменте значит существовать там вечно. Наше сознание существует во всех моментах, когда мы бодрствуем.
Вероятно, различные снимки наблюдателя
воспринимают различные моменты, как «сейчас». Но это не значит, что сознание
наблюдателя —
или любая другая движущаяся или изменяющаяся категория — движется во времени, как должен двигаться настоящий момент.
Различные снимки наблюдателя не находятся в настоящем по очереди. Они не становятся осознающими свое
настоящее по очереди. Они все являются осознающими, и субъективно они все
находятся в настоящем. Объективно, настоящего не существует. Предыдущая Следующая
|