Предыдущая Следующая
Причина, по которой мы придерживаемся этих
двух несовместимых концепций — движущегося настоящего и последовательности неизменных
моментов, — состоит в том, что они
обе нужны нам, или, скорее, мы думаем, что они нужны нам. Мы непрерывно
вызываем их в своей повседневной жизни, хотя и в разных смыслах. Когда мы описываем события, говоря, что что-либо
происходит, мы думаем на языке последовательности неизменных моментов; когда же
мы объясняем события как причины
и следствия Друг друга, мы думаем на языке движущегося настоящего.
Например, говоря, что Фарадей открыл
электромагнитную индукцию «в 1831 году», мы приписываем это событие определенной цепочке
моментов. То есть мы определяем, на каком наборе снимков в длинной
последовательности снимков всемирной истории нужно искать это открытие. Когда
мы говорим, когда что-либо
произошло, поток времени задействуется не больше, чем задействуется «поток
расстояния», если Мы говорим, где
это произошло. Но как только мы говорим, почему
что-либо произошло, мы вызываем поток времени. Когда мы говорим, что
частично обязаны своими электрическими двигателями и динамами Фарадею и что
последствия его открытия чувствуются до сих пор, в нашем разуме возникает
картина последствий, которые начались в
1831 году и последовательно пронеслись через все моменты оставшейся
части девятнадцатого века, затем достигли двадцатого века и стали причиной
появления там, например, гидроэлектростанций. Если мы невнимательны, мы
посчитаем, что это важное событие 1831
года изначально «еще не воздействовало» на двадцатый век, но затем последствия,
несущиеся к двадцать первому веку и далее, «изменили» двадцатый век. Но обычно
мы внимательны и избегаем этой нелогичной мысли, никогда не используя обе
части разумной теории времени одновременно. Мы делаем это только тогда, когда
думаем о самом времени, и тогда мы изумляемся загадочности всего этого! Возможно,
в данном случае лучше подойдет слово «парадокс», а не «загадка», поскольку в
данном случае возникает вопиющий конфликт между двумя, на первый взгляд,
самоочевидными идеями. Обе они не могут быть истинными. Мы увидим, что ни одна
из них не является истинной. Предыдущая Следующая
|