Предыдущая Следующая
Интуиция Геделя относительно этапов и
конечности, насколько нам известно, действительно накладывает некоторые
физические ограничения на процесс доказательства. Квантовая теория требует
дискретных этапов, и ни один из известных способов взаимодействия физических
объектов не позволил бы бесконечному количеству этапов превзойти измеримый
вывод. (Однако, могло бы оказаться возможным, что за всю историю вселенной было
бы выполнено бесконечное количество этапов — я объясню это в главе 14). Классическая физика, даже будь она
истинной (что исключено), не согласилась бы с такого рода интуицией. Например,
непрерывное движение классических систем предусмотрело бы «аналогичное»
вычисление, в котором было бы не слишком много этапов и которое обладало бы
репертуаром, существенно отличающимся от машины Тьюринга. Известны некоторые примеры
хитросплетенных классических законов, в соответствии с которыми бесконечный
объем вычислений (бесконечный в соответствии с нормами машины Тьюринга или
квантового компьютера) можно было бы выполнить с помощью физически конечных
методов. Безусловно, классическая физика несовместима с результатами
бесчисленных экспериментов, поэтому размышление о том, какими «были бы»
«действительные» классические законы физики, носит весьма искусственный
характер: однако эти примеры показывают, что никто не может доказать, независимо от знания физики,
что доказательство должно состоять из конечного числа этапов. Эти же
соображения применимы к интуиции о том, что должно быть конечное количество
правил вывода и что они должны быть «применимы напрямую». Ни одно из этих
требований не имеет смысла для абстрактного: это физические требования.
Гильберт в своем влиятельном эссе «On the Infinite»[16]
со знанием дела высмеял идею реальности требования «конечного количества
ступеней». Однако вышеуказанный аргумент показывает, что он ошибался: это
требование реально, и оно следует только из физической
интуиции самого Гильберта и других математиков.
По крайней мере, одно из направлений интуиции
Геделя относительно доказательства, оказывается, было ошибочным; к счастью,
это никак не влияет на доказательства его теорем. Он унаследовал это направление
из предыстории греческой математики, и оно не вызывало сомнений ни у одного
поколения математиков до тех пор, пока в 1908 году открытия в области квантовой
теории вычислений не доказали его ложность. Это направление интуиции
заключается в том, что доказательство —
это конкретная разновидность объекта,
а именно, последовательность утверждений, которая подчиняется правилам вывода.
Я уже говорил о том, что доказательство лучше рассматривать не как объект, а
как процесс, разновидность вычислений. Однако в классической теории
доказательства или вычисления это не делает фундаментальной разницы по
следующей причине. Если мы можем пройти через процесс доказательства, мы можем
только с небольшим дополнительным усилием вести запись всего важного, что
происходит во время этого процесса. Эта запись, физический объект, составит
доказательство в смысле последовательности утверждений. II наоборот, если бы у нас была такая запись, мы могли бы прочитать
ее, проверить, удовлетворяет ли она правилам вывода, и в процессе этого мы
докажем вывод. Другими словами, в классическом случае преобразование процессов
доказательства и объектов доказательства
— это всегда легковычисляемая задача. Предыдущая Следующая
|