Предыдущая Следующая
Таким образом, объяснение все-таки играет ту же
самую первостепенную роль в чистой математике, как оно играет ее в науке.
Объяснение и понимание мира —
физического мира и мира математических абстракций — в обоих случаях является целью изучения.
Доказательство и наблюдения — это
всего лишь средства проверки наших объяснений.
Роджер Пенроуз извлек из результатов Геделя еще
более глубокий, радикальный и достойный Платона урок. Как и Платона, Пенроуза
восхищает способность человеческого разума постигать абстрактные определенности
математики. В отличие от Платона Пенроуз не верит в сверхъестественное и
принимает как само собой разумеющееся, что мозг — часть естественного мира и имеет доступ
только к этому миру. Таким образом, задача для него встает даже более остро,
чем для Платона: как может беспорядочный, ненадежный мир давать математические
определенности такой беспорядочной и ненадежной части себя, какой является
математик? В частности, Пенроуза удивляет, как мы можем понять безошибочность
новых обоснованных форм
доказательства, которых, как уверяет Гедель, бесконечно много.
Пенроуз все еще работает над подробным ответом, но
он заявляет, что само существование свободной математической интуиции такого
рода фундаментально несовместимо с существующей структурой физики и, в
частности, с принципом Тьюринга. Вкратце его доказательство выглядит примерно
так. Если принцип Тьюринга истинный, то мы можем рассматривать мозг (подобно
любому другому объекту) как компьютер, обрабатывающий определенную программу.
Взаимодействия мозга с окружающей средой составляют вводимые и выводимые
данные. Теперь рассмотрим математика в процессе решения, обоснован или нет
недавно предложенный вид доказательства. Принятие такого решения эквивалентно
обработке компьютерной программы обоснования доказательства в мозге математика.
Такая программа реализует набор правил вывода Гильберта, которые, в
соответствии с теоремой Геделя, не могут быть законченными. Более того, как я
уже сказал, Гедель предоставляет способ создания и доказательства истинного
высказывания, которое эти правила не способны признать доказанным.
Следовательно, математик, разум которого является эффективным компьютером,
применяющим эти правила, также никогда не сможет признать это высказывание
доказанным. Затем Пенроуз предлагает показать этому самому математику это
высказывание и метод доказательства его истинности Геделем. Математик понимает
доказательство. Оно все-таки самоочевидно обоснованно, поэтому математик,
вероятно, сможет увидеть, что оно обоснованно. Но это бы противоречило теореме
Геделя. Следовательно, где-то в доказательстве должно быть ложное допущение, и
Пенроуз считает, что этим ложным допущением является принцип Тьюринга. Предыдущая Следующая
|