Предыдущая Следующая
Большинство специалистов по вычислительной технике
не согласны с Пенроузом, что принцип Тьюринга — наиболее слабое звено в его доказательстве.
Они сказали бы, что математик из его доказательства в самом деле не сможет
признать высказывание Геделя доказанным. Может показаться странным, почему
математик вдруг не сможет понять самоочевидное доказательство. Но взгляните на
следующее высказывание:
Дэвид Дойч не может составить последовательное
суждение об истинности этого утверждения.
Я стараюсь изо всех сил, но не могу составить
последовательное суждение о его истинности. Поскольку, если бы я сделал это, я
бы составил суждение о том, что я не могу
составить суждение о его истинности, и вступил бы в противоречие с самим собой.
Однако вы видите, что оно
Истинно, не так ли? Это показывает, что высказывание, по крайней мере, может
быть необъяснимым для одного человека, но самоочевидно Истинным для всех
остальных.
В любом случае Пенроуз надеется на новую
фундаментальную теорию физики, которая заменит как квантовую теорию, так и
общую теорию относительности. Она давала бы новые предсказания, которые можно
проверить, хотя она, безусловно, не противоречила бы ни квантовой теории, ни теории
относительности во всех существующих наблюдениях. (Не существует известных
экспериментальных примеров, опровергающих такие теории). Однако мир Пенроуза по
своей сути весьма отличен от того, что описывает существующая физика. Его основной
структурой реальности является то, что мы
называем миром математических абстракций. В этом отношении Пенроуз, реальность
которого включает все математические абстракции, но, вероятно, не все абстракции (подобные чести и
справедливости), находится где-то между Платоном и Пифагором. То, что мы
называем физическим миром, является для него вполне реальным (еще одно отличие
от Платона), но каким-то образом это является частью самой математики, или
вытекает из нее. Более того, в его мире не существует универсальности; в
частности, не существует машины, способной передать все возможные мыслительные
процессы людей. Однако мир (конечно, в особенности его математическое
основание), тем не менее, остается постижимым. Его постижимость гарантирована
не универсальностью вычислений, а явлением, достаточно новым для физики (хотя
и не для Платона): математические категории
напрямую взаимодействуют с человеческим мозгом через физические
процессы, которые еще предстоит открыть. Таким образом, мозг, по Пенроузу,
занимается математикой, ссылаясь не только на то, что мы сейчас называем
физическим миром. Он имеет прямой доступ к реальности математических Форм
Платона и может постичь там математические истины (за исключением грубых
ошибок) с абсолютной определенностью. Предыдущая Следующая
|