Предыдущая Следующая
Тем временем математики продолжали строить свои
абстрактные небесные замки. Для практических целей многие такие строения казались
достаточно надежными. Некоторые из них стали необходимы для науки и техники, а
большинство образовало красивую и плодотворную структуру. Тем не менее, никто
не мог гарантировать, что вся эта структура, или какая-то существенная ее
часть, не имела в своей основе логического противоречия, которое буквально
лишило бы ее всякого смысла. В 1902 году Бертран Рассел доказал несостоятельность схемы строгого
определения теории множеств, которую только что предложил немецкий логик
Готлоб Фреге. Это не значило, что эта схема непременно была необоснованной для
использования множеств в доказательствах. На самом деле совсем немногие
математики всерьез считали, что хоть какой-то из обычных способов использования
множеств, арифметики или других ключевых разделов математики может быть
необоснованным. В результатах Рассела поражало то, что математики верили, что
их предмет является par excellence средством
получения абсолютной определенности через доказательство математических теорем.
Сама возможность разногласий относительно обоснованности различных методов
доказательства подрывала всю суть (как считалось) предмета.
Поэтому многие математики чувствовали, что
подведение под теорию доказательства, а тем самым и под саму математику,
надежной основы было насущным делом, не терпящим отлагательства. Они хотели
объединиться после своих опрометчивых выпадов, чтобы раз и навсегда определить,
какие виды доказательства являются абсолютно надежными, а какие нет. Все, что
оказалось вне зоны надежности, можно было бы отбросить, а все, что попадало в
эту зону, стало бы единственной основой всей будущей математики.
В этой связи голландский математик Лейтзен Эгберт Ян
Брауэр пропагандировал чрезвычайно консервативную стратегию теории доказательства,
известную как интуиционизм,
которая и по сей день имеет своих сторонников. Интуиционисты пытаются толковать
«интуицию» самым ограниченным постижимым образом, оставляя лишь то, что они
считают ее неоспоримыми самоочевидными аспектами. Затем они поднимают таким
образом определенную математическую интуицию на уровень даже более высокий, чем
позволял себе Платон: они считают ее более веской, чем даже чистая логика.
Таким образом, они считают саму логику ненадежной, за исключением тех случаев,
когда ее доказывает прямая математическая интуиция. Например, интуиционисты
отрицают, что можно иметь прямую интуицию какой-либо бесконечной категории.
Следовательно, они отрицают существование любых бесконечных множеств, например,
множества всех натуральных чисел. Высказывание о том, что «существует
бесконечно много натуральных чисел», они сочли бы самоочевидно ложным. А
высказывание о том, что «существует больше сред Кантгоуту, чем физически
возможных сред», —
абсолютно бессмысленным. Предыдущая Следующая
|