Предыдущая Следующая
ЕЩЕ ВООБРАЖАЕМЫЙ ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Большую популярность среди наших искателей вечного двигателя получила в последнее время идея соединения динамомашины с электромотором. Ежегодно ко мне поступает чуть не полдюжины подобных проектов. Все они сводятся к следующему. Надо шкивы электромотора и динамомашины соединить приводным ремнем, а провода от динайо подвести к мотору. Если динамо-машине дать первоначальный импульс, то порождаемый ею ток, поступая в мотор, приведет его в движение; энергия же движения мотора будет передаваться ремнем шкиву динамомашины и приведет ее в движение. Таким образом, — полагают изобретатели, — машины станут дви-
181
гать одна другую, и движение это никогда не прекратится, пока обе машины не износятся.
Идея эта представляется изобретателям чрезвычайно заманчивой; однако, те, кто пытались ее осуществить на деле, с удивлением убеждались, что ни одна из двух машин при таких условиях не работает. Ничего иного от этого мертворожденного проекта и ожидать не следовало. Даже если бы каждая из соединенных машин обладала стопроцентным коэфициентом полезного действия, мы могли, бы заставить их сочетание безостановочно двигаться только при полном отсутствии трения. Соединение названных машин (их „агрегат", выражаясь »8ыком инженеров) представляет собою в сущности одну машину, которая должна сама себя приводить в движение. При отсутствии трения агрегат, — как и любой шкив, — двигался бы вечно, но пользы от такого движения нельзя было бы извлечь никакой: стоило бы заставить „двигатель" совершать внешнюю работу, и он немедленно остановился бы. Перед нами было бы „вечное движение", но не щечный двигатель. При наличии же трения агрегат не двигался бы вовсе.
Странно, что людям, которых увлекает эта идея, не приходит в голову более простое осуществление той же мысли: соединить ремнем два каких-нибудь шкива и завертеть один из них. Руководясь тою же логикой, как и в случае предыдущего сочетания машин, мы должны ожидать, что первый шкив приведет во вращение второй, а от второго будет вертеться первый. Можно обойтись и одним шкивом: завертим его — правая часть станет увлекать во вращение левую, левая же при движении будет поддерживать вращение правой. В последних двух случаях нелепость слишком очевидна, и потому подобные проекты никого не вдохновляют. Но, по существу, все три описанных „вечных двигателя" опираются на одно и то же заблуждение. Предыдущая Следующая
|