Предыдущая Следующая
Этот аргумент нацелен на то, чтобы показать,
что солипсизм невозможно защитить буквально, потому что, соглашаясь с подобной
защитой, человек неявно противоречит ей. Но наш профессор-солипсист мог
попытаться избежать этого аргумента, сказав что-то вроде: «Я могу защитить
солипсизм и неизменно делаю это. Я защищаю его не от других людей, поскольку
других людей не существует, но от противоположных аргументов. Эти аргументы
попадают в поле моего внимания от людей из сна, которые ведут себя как мыслящие
существа, часто противопоставляющие свои мысли моим. Моя лекция и аргументы, в
ней содержащиеся, направлены не на то, чтобы убедить этих людей из сна, а на
то, чтобы убедить себя
— помочь себе прояснить свои мысли».
Однако, если существуют источники мыслей,
которые ведут себя, как если бы
они были независимы от кого-либо, то они непременно являются независимыми от кого-либо. Если я определяю «себя»
как сознательную сущность, обладающую мыслями и чувствами, наличие которых я
осознаю, то «люди из сна», с которыми я, по-видимому, взаимодействую, по
определению —
нечто отличное от узко определенного «меня», а потому я должен допускать, что
кроме меня существует что-то еще. Если бы я был ярым солипсистом, у меня
остался бы единственный выход: считать людей из сна созданиями моего подсознательного
разума и, следовательно, частью «меня» в более свободном смысле. Но тогда я
вынужден был бы допустить, что у «меня» очень могущественная структура, большая
часть которой не зависит от моего сознательного «я». В рамках этой структуры
присутствуют некоторые сущности —
люди из сна, — которые, несмотря
на то, что являются всего лишь составляющими разума предполагаемого солипсиста,
ведут себя словно ярые антисолипсисты. Я не мог бы назвать себя солипсистом
целиком и полностью, поскольку этого взгляда придерживалась бы только узко
определенная часть меня. Множество, по-видимому, большинство мнений,
находящихся в пределах моего разума, в целом противостояли бы солипсизму. Я
мог бы изучить «наружную» часть себя и обнаружить, что она, по-видимому,
подчиняется определенным законам, тем же законам, которые, по словам учебников
из сна, применимы к тому, что они называют физической вселенной. Я обнаружил
бы, что внешняя часть гораздо больше внутренней. Помимо того, что она содержит
больше мыслей, она также более сложна, более разнообразна и обладает буквально
в астрономическое число раз большим количеством измеримых переменных по
сравнению с внутренней областью. Предыдущая Следующая
|