Предыдущая Следующая
Следовательно, мы не ошибаемся, когда считаем
теорию Инквизиции скрытым усложнением гелиоцентрической теории, а не наоборот.
Мы пришли к такому выводу, не сравнивая теорию Инквизиции с современной
космологией, что было бы равноценно замкнутому кругу, а всерьез воспринимая эту
теорию как объяснение мира. Я уже упоминал теорию о лечении с помощью травы,
которую можно исключить без экспериментальной проверки, поскольку она не
содержит объяснений. И вновь у нас есть теория, которую можно исключить без
экспериментальной проверки, поскольку она дает плохие объяснения — объяснения, которые сами по себе
хуже, чем те, которые предлагает конкурирующая теория.
Как я уже сказал, инквизиторы были
реалистами. Тем не менее, их теория имеет общую с солипсизмом черту: и та и
другая проводят произвольную границу, за которую, как они утверждают,
человеческий разум не имеет доступа, или за которой, по крайней мере, решение
задач — это
не путь к пониманию. Для солипсистов эта граница окружает их собственный мозг,
или, возможно, их абстрактный разум, или нематериальную душу. Для Инквизиции
эта граница охватывает всю Землю. Некоторые современные представители теории
креационизма верят в существование такой же границы, только не пространственной,
а временной, поскольку они считают, что вселенная была создана всего шесть
тысяч лет назад и дополнена вводящими в заблуждение свидетельствами о более
ранних событиях. Бихевиоризм — это теория о
том, что не имеет смысла объяснять поведение людей на основе внутренних
психических процессов. Для бихевиористов единственной приемлемой психологией
является изучение наблюдаемых реакций человека на внешние раздражители. Таким
образом, они проводят точно такую же границу, как и солипсисты, отделяя человеческий
разум от внешней реальности; только солипсисты говорят о бессмысленности
рассуждений, о чем-то, находящемся по другую сторону этой границы, а бихевиористы
говорят о бессмысленности рассуждении о том, что находится по эту сторону
границы.
В связи с этим существует большой класс
родственных теорий, но мы вполне можем рассматривать их как варианты
солипсизма. Они отличаются друг от друга тем, где проводят границу реальности
(или границу той части реальности, которая понятна через решение задач) и тем,
по какую сторону этой границы они ищут знание. Но все они считают, что научный
рационализм и другие решения задач неприменимы за пределами этой границы — это просто игра. Они могут допустить,
что эта игра может быть удовлетворительной и полезной, но она остается всего
лишь игрой, из которой невозможно сделать обоснованных выводов относительно
реальности, находящейся по другую сторону границы. Предыдущая Следующая
|