Предыдущая Следующая
В некоторой степени они спорили за скромность, за
признание подверженности человека ошибкам. И, если уж Галилео заявлял, что гелиоцентрическая
теория была каким-то образом доказана или близка к тому, чтобы быть доказанной,
в некотором индуктивном смысле, то их спор не был бесцельным. Если Галилео
считал, что его методы могут обеспечить любой теории авторитет, сравнимый с
тем, которого Церковь требовала для своих доктрин, они имели право критиковать
его за самоуверенность (или, как они говорили, за богохульство), хотя, безусловно,
по этим меркам сами они были самоуверенны даже в большей степени.
Так как же мы можем защитить Галилео от
Инквизиции? Какой должна была быть защита Галилео перед обвинением в том, что
он слишком много берет на себя, заявляя, что научные теории содержат надежное
знание реальности? Попперианская защита науки как процесса решения задач и
поиска объяснений сама по себе недостаточна. Дело в том, что сама Церковь была
прежде всего заинтересована в объяснениях, а не в предсказаниях и не
препятствовала тому, чтобы Галилео решал задачи с помощью любой выбранной им
теории. Она попросту не соглашалась с тем, что решения Галилео (которые она
называла простыми «математическими гипотезами») имели хоть какое-то отношение
к внешней реальности. Как-никак решение задач — процесс, полностью происходящий в
человеческом разуме. Возможно, Галилео видел весь мир как книгу, в которой
законы природы написаны математическими символами. Однако это всего лишь
метафора, поскольку там нет объяснений нахождения планет на орбите. Мы сами
создали тот факт, что все задачи и решения находятся в нас. Решая научные
задачи, через обсуждение мы приходим к тем теориям, объяснения которых кажутся
нам наилучшими. То есть, ни в коей мере не отрицая, что решать задачи
необходимо и полезно, Инквизиция и современные скептики вправе спросить нас,
как связано решение научных задач с реальностью. Мы можем счесть наши «лучшие
объяснения» психологически удовлетворительными. Мы можем посчитать их
полезными для предсказания. Мы, безусловно, находим их жизненно важными в любой
области технического творчества. Все это оправдывает наш непрерывный поиск
этих решений и использование их именно в этих целях. Но почему мы обязаны
воспринимать их как факт? В действительности. Инквизиция вынудила Галилео
сделать следующее заявление: Земля неподвижна, а остальные планеты движутся
вокруг нее; но траектории движения этих небесных тел расположены некоторым
сложным образом, который, с точки зрения наблюдателя на Земле, также
согласуется с тем, что Солнце неподвижно, а Земля и другие планеты движутся. Я
назову это «Инквизиционной теорией» солнечной системы. Если бы Инквизиционная
теория была истинной, мы все еще ждали бы от гелиоцентрической теории точных
предсказаний относительно результатов всех астрономических наблюдений с Земли,
даже если фактически они были бы ложными. Следовательно, может показаться, что
любые наблюдения, на первый взгляд подтверждающие гелиоцентрическую теорию, в
равной степени подтверждают и Инквизиционную теорию. Предыдущая Следующая
|