Предыдущая Следующая
Научное открытие редко проходит последовательно все
стадии, показанные на рисунке 3.3, с первой попытки. До завершения или даже решения каждого этапа обычно применяют повторяющийся поиск с
возвратом, поскольку на каждом этапе может возникнуть задача, для решения
которой необходимо пройти все пять этапов вспомогательного процесса решения
задач. Это применимо даже к этапу 1,
поскольку первоначальную задачу нельзя назвать непреложной. Если мы не можем
придумать хорошие варианты решения, мы можем вернуться на первый этап и
попытаться сформулировать задачу иначе, а возможно, и выбрать другую задачу. На
самом деле, кажущаяся нерешаемость — только
одна из множества причин, почему зачастую мы хотим изменить задачи, которые
решаем. Некоторые варианты задачи несомненно более интересны или в большей
степени подходят другим задачам; другие —
лучше сформулированы; третьи кажутся потенциально более эффективными или более
насущными и т.д. Часто вопрос о том, в чем точно заключается задача и какие
качества должны быть присущи «хорошему» объяснению, подвергается такой же
критике и тем же гипотезам, что и пробные решения.
Точно также, если критика на этапе 3 не выберет одну из конкурирующих теорий, мы
попытаемся изобрести новые методы критики. Если и это не поможет, мы можем
вернуться на этап 2 и попытаться уточнить
предлагаемые нами решения (и существующие теории) так, чтобы извлечь из них
больше объяснений и предсказаний и облегчить поиск их недостатков. Мы также
можем вновь вернуться к этапу 1 и
попытаться найти лучшие критерии объяснений. И так далее.
Существует не только постоянный возврат, многие
подзадачи остаются действующими одновременно, и к ним приходится обращаться по
мере возможности. И лишь когда открытие сделано, четкую его последовательность
можно представить так, как показано на рисунке 3.3. Эта последовательность может начаться с
самого последнего и наилучшего варианта постановки задачи; затем она может
показать, каким образом некоторые из отвергнутых теорий не выдержали критики;
представить победившую теорию и сказать, почему она выдержала критику;
объяснить, как обойтись без вытесненной теории; и, наконец, указать несколько
новых задач, которые создает или предусматривает это открытие. Предыдущая Следующая
|