Предыдущая Следующая
Моральные и эстетические намерения, как и
результаты всех таких намерений, также выражены в этих моделях. В самом деле,
существует или нет омега-точка везде, где есть знание в мультиверсе (сложность
через многие вселенные), там должны быть и физические следы морального и
эстетического рассуждения, определившего, какого рода задачи создающая знание
сущность выбрала решать там. В частности, прежде чем любой отрезок
фактического знания может стать похожим через полосу вселенных, моральные и
эстетические суждения тоже должны стать похожими через эти вселенные.
Следовательно, такие суждения также содержат объективное знание в физическом
смысле, в смысле мультиверса. Это оправдывает использование эпистемологической
терминологии, как-то: «задача», «решение», «рассуждение» и «знание», в этике и
эстетике. Таким образом, если этика и эстетика вообще совместимы с
мировоззрением, защищаемым в этой книге, красота и правильность должны быть
столь же объективны, как научная или математическая истина. И они должны
создаваться аналогичным образом, через гипотезы и рациональную критику.
Таким образом, Ките резонно сказал, что
«красота — это истина, а истина — это красота». Это не одно и то же, но это
одна и та же разновидность, они
одинаково создаются и неразрывно связаны друг с другом. (Но он, безусловно, был
весьма неправ, когда продолжил «это все, что вы знаете на земле, и все, что вам
нужно знать»).
В своем энтузиазме (в первоначальном смысле
этого слова!) Типлер пренебрег частью урока Поппера относительно того, как
должен выглядеть рост познания. Если омега-точка существует и если она будет
создана так, как изложил Типлер, то поздняя вселенная действительно будет
состоять из воплощенных мыслей непостижимой мудрости, творчества и абсолютных
чисел. Но мысль — это решение задач, а решение задач означает конкурирующие
гипотезы, ошибки, критику, опровержение и возвращение. Вероятно, в пределе (которого не ощутит никто) в
момент конца вселенной можно будет понять все, что понятно. Но в каждой
конечной точке знание наших потомков будет изобиловать ошибками. Их знание будет
больше, глубже и шире, чем мы можем представить, но и масштаб их ошибок
соответственно будет титаническим. Предыдущая Следующая
|