Предыдущая Следующая
Иногда я обнаруживаю, что принимаю сторону
меньшинства в фундаментальных научных противоречиях. Но я никогда не сталкивался
с чем-либо, подобным ситуации Куна. Конечно, как я уже сказал, большая часть
научного общества не всегда настолько открыта критике, насколько она должна
быть открыта ей в идеале. Тем не менее, степень, в которой она придерживается
«должной научной практики» при проведении научных исследований, — это нечто замечательное. Стоит только
посетить исследовательский семинар в любой фундаментальной области «точных»
наук, чтобы увидеть, насколько отличается поведение исследователей от обычного поведения людей. Итак, мы видим,
как эрудированный профессор, признанный ведущим экспертом в своей области,
проводит семинар. Семинарская аудитория полна людей из каждого ранга иерархии
академического исследования: от аспирантов, которые познакомились с этой
областью только несколько недель назад, до других профессоров, авторитет
которых соперничает с авторитетом оратора. Академическая иерархия — это замысловатая властная структура,
где карьера, влияние и репутация человека постоянно подвергаются риску, как в
рабочем кабинете, так и в зале заседаний. Однако пока идет семинар, для
наблюдателя может оказаться достаточно сложным определить положение участников.
Самый молодой аспирант спрашивает: «Ваше третье уравнение действительно следует
из второго? Я уверен, что нельзя пренебречь тем членом, которым пренебрегли
вы». Профессор уверен, что этим членом можно
пренебречь и что студент делает ошибочное суждение, которое не сделал бы более
опытный человек. Итак, что же происходит дальше?
В аналогичной ситуации обладающий властью
главный исполнитель, деловому суждению которого противоречит новичок, мог бы
сказать: «Послушайте, я сделал больше подобных суждений, чем вы съели горячих
обедов. Если я говорю, что это работает, значит, это работает». Важный политик
в ответ на критику неизвестного, но амбициозного партийного рабочего мог бы
сказать: «Вы на чьей стороне?» Даже наш профессор, вне исследовательского контекста (скажем, читая лекцию
студентам), вполне мог бы свободно ответить: «Сначала научитесь ходить, а уж
потом бегайте. Прочтите учебник, а пока не тратьте ни свое время, ни наше». Но
на исследовательском семинаре такой ответ на критику вызвал бы волну смущения
в аудитории. Люди отвели бы глаза и притворились бы, что усердно изучают свои
записи. Появились бы ухмылки и косые взгляды. Все были бы шокированы
откровенной неуместностью такого отношения. В подобной ситуации взывать к авторитету
(по крайней мере, открыто) просто неприемлемо, даже когда самый старший ученый
во всей области обращается к самому младшему. Предыдущая Следующая
|