Предыдущая Следующая
Эта точка зрения Куна относительно научного процесса
кажется естественной многим людям. На первый взгляд, она объясняет повторяющиеся
резкие перемены, которые наука навязывает современному мышлению, на языке
повседневных человеческих качеств и импульсов, знакомых всем нам: укоренившихся
предрассудков и предубеждений, нежелания видеть свидетельств своих ошибок,
подавления несогласия законными интересами, желания спокойной жизни и т. д.
И в оппозиции всему этому: непокорность
молодости, поиски новизны, радость нарушения запретов и борьба за власть. В
идеях Куна привлекает еще одно: он ставит ученых на место. Они больше не могут
объявлять себя благородными искателями истины, использующими рациональные
методы гипотезы, критики и экспериментальной проверки для решения задач и
создания самых лучших объяснений в мире. Кун открывает, что ученые — всего лишь команды-соперники, которые играют
в бесконечные игры за право контроля территории.
Идея самой парадигмы неисключительна. Мы
действительно наблюдаем и понимаем мир с помощью набора теорий, который и составляет
парадигму. Но Кун ошибается, считая, что приверженность парадигме мешает
человеку видеть достоинства другой парадигмы, или препятствует смене парадигм,
или на самом деле мешает человеку понять две парадигмы одновременно. (Для
обсуждения более широких последствий этой ошибки см. The Myth of the Framework[21] Поппера). Вероятно, всегда существует опасность того,
что мы можем недооценить или полностью упустить объяснительную способность
новой фундаментальной теории, оценивая ее на концептуальной основе старой
теории. Но это всего лишь опасность, и ее можно избежать при достаточной
внимательности и интеллектуальной целостности.
Также истинно и то, что люди, включая ученых, и
особенно те, кто занимает важное положение, действительно стремятся придерживаться
общепринятого образа действий, и могут с подозрением отнестись к новым идеям,
поскольку весьма удобно чувствуют себя со старыми. Никто не может заявить, что
все ученые в равной степени скрупулезно рациональны в своих суждениях об идеях.
Неоправданная лояльность по отношению к парадигмам действительно зачастую
является причиной противоречий в науке, как и везде. Но если рассмотреть
теорию Куна как описание или анализ научного процесса, мы увидим ее роковую
ошибку. Эта теория объясняет последовательный
переход от одной парадигмы к другой на основе социологии или
психологии, предварительно не останавливаясь на объективных достоинствах
конкурирующих объяснений. Тем не менее, пока человек не поймет науку как поиск
объяснений, тот факт, что она находит последовательные объяснения, каждое
следующее из которых объективно лучше предыдущего, останется необъяснимым. Предыдущая Следующая
|