Предыдущая Следующая
Типичным парадоксом является следующий. Я
строю машину времени и использую ее, чтобы отправиться в прошлое. Там я не даю
бывшему себе построить машину времени. Но если машина времени не построена, я
не смогу использовать ее, чтобы отправиться в прошлое, а следовательно, и не
смогу воспрепятствовать ее созданию. Так совершаю я это путешествие или нет?
Если да, то я лишаю себя машины времени и, следовательно, не совершаю
путешествие. Если я не совершаю путешествие, то я позволяю себе построить
машину времени и, таким образом, совершаю путешествие. Иногда это называют
«парадоксом дедушки» и говорят об использовании путешествия во времени, чтобы
убить своего деда, прежде чем у него появились дети. (И тогда, если у него не
было детей, у него не могло быть и внуков, так кто же убил его?) Эти две формы
парадокса цитируют чаще всего; так получается, что они требуют элемента
насильственного конфликта между путешественником во времени и людьми из
прошлого, так что человеку интересно, кто победит. Возможно, путешественник во
времени потерпит поражение, и парадокс будет аннулирован. Однако насилие — это не суть данной проблемы. Если бы
у меня была машина времени, я мог бы принять следующее решение: если сегодня
меня посетит мое будущее я, пришедшее из завтра, то завтра я не воспользуюсь своей машиной времени; а
если сегодня у меня не будет такого гостя, то завтра я воспользуюсь машиной времени, чтобы
вернуться в сегодня и навестить себя. Кажется, что из моего решения следует,
что если я воспользуюсь машиной времени, то я не воспользуюсь ей, а если я не
воспользуюсь ей, то я воспользуюсь ей: противоречие.
Противоречие означает ошибочное допущение,
поэтому такие парадоксы традиционно считали доказательствами невозможности
путешествия во времени. Другое, иногда оспариваемое, допущение касается
свободной воли —
имеют ли путешественники во времени обычную свободу выбора своих действий. При
этом делают вывод, что если бы машины времени действительно существовали, то
воля людей стала бы менее свободной. Они каким-то образом утратили бы
способность иметь описанные мной намерения; или иначе, путешествуя во времени,
они бы каким-то образом систематически забывали решения, принятые ими перед
отправлением. Но оказывается, что ошибочное допущение, стоящее за всеми
парадоксами, не связано ни с существованием машины времени, ни со способностью
людей выбирать свое поведение, как обычно. Виновата в нем классическая теория
времени, которая, как я уже показал, не годится по весьма независимым причинам. Предыдущая Следующая
|