Предыдущая Следующая
Затем Платон указал задачу. Принимая во
внимание все это Земное несовершенство (и он мог бы добавить, наш
несовершенный сенсорный доступ даже к Земным кругам), как вообще мы можем
знать то, что мы знаем о реальных, совершенных кругах? Очевидно, что мы
обладаем знанием о них, но каким образом? Где Евклид приобрел знание
геометрии, которое выразил в своих знаменитых аксиомах, когда у него не было ни
истинных кругов, ни точек, ни прямых? Откуда исходит эта определенность
математического доказательства, если никто не способен ощутить те абстрактные
категории, на которые оно ссылается? Ответ Платона заключался в том, что мы
получаем все это знание не из этого мира теней и иллюзий. Мы получаем его
непосредственно из самого мира Форм. Мы обладаем совершенным врожденным
знанием того мира, которое, как он считал, забывается при рождении, а затем скрывается
под слоями ошибок, вызванных тем, что мы доверяем своим чувствам. Но реальность
можно вспомнить, усердно применяя «разум», впоследствии дающий абсолютную
определенность, которую никогда не может дать ощущение.
Интересно, кто-нибудь когда-нибудь верил в
эту весьма сомнительную фантазию (включая самого Платона, который все-таки был
очень компетентным философом, считавшим, что публике стоит говорить
благородную ложь)? Тем не менее, поставленная им задача — как мы можем обладать знанием, не
говоря уж об определенности, абстрактных категорий — достаточно реальна, а некоторые элементы предложенного им
решения с тех пор стали частью общепринятой теории познания. В частности,
фактически все математики до сегодняшнего дня без критики принимают основную идею
того, что математическое и научное знание проистекают из различных источников и что «особый»
источник математического знания дает ему абсолютную
определенность. Сейчас этот источник математики называют математической интуицией, однако он
играет ту же самую роль, что и «воспоминания» Платона об области Форм.
Математики много и мучительно спорили о том,
открытия каких в точности видов совершенно надежного знания можно ожидать от нашей
математической интуиции. Другими словами, они согласны, что математическая
интуиция —
источник абсолютной определенности, но не могут прийти к соглашению
относительно того, что она им говорит! Очевидно, что это повод для бесконечных,
неразрешимых споров. Предыдущая Следующая
|