Предыдущая Следующая
На этом же законе покоится всем известная „мертвая петля" и друтие фигуры высшего пилотажа. В „мертвой петле" первостепенную роль играет правильный „разгон" пилота по кривой и умелое управление мотором.
НЕХВАТКА В ВЕСЕ
Какой-то шутник объявил однажды, что знает способ без обмана обвешивать покупателей. Секрет состоит в том, чтобы покупать товары в странах экваториальных, а продавать — поближе к полюсам. Давно известно, что близ экватора вещи имеют меньший вес, нежели близ полюсов; 1 кг, перенесенный с экватора на полюс, прибавится в весе на 5 г. Надо пользоваться однако не обыкновенными весами, а пружинными, притом изготовленными (градуированными) на экваторе, — иначе никакой выгоды не получится: товар станет тяжелее, и на столько же тяжелее сделаются гири. Если купить тонну золота где-нибудь в Перу, а сбыть ее, скажем, в Исландии, то
1 Бостоне, «Велосипедные аттракционы".
£3
можно, пожалуй, на этом кое-что заработать, — при бес* платном провозе, разумеется.
Не думаю, чтобы подобная торговля могла кого-нибудь обогатить, но по существу шутник прав: напряжение тяжести действительно увеличивается с удалением от экватора. Происходит это оттого, что тела на экваторе описывают при вращении Земли самые большие круги, а также и оттого, что земной шар как бы вздут у экватора.
Главная доля недостачи веса обусловлена вращением Земли; оно уменьшает вес тела близ экватора на Уио долю по сравнению с весом того же тела у полюсов.
Разница в весе при переносе тела с одной широты на другую для легких тел ничтожна. Но для предметов грузных она может достигнуть величины довольно солидной. Вы и не подозревали, например, что паровоз, весящий в Москве 60 ту становится по прибытии в Архангельск на 60 кг тяжелее, а в Одессу — на столько же легче. С острова Шпицбергена ежегодно вывозят в более южные порты до 300000 т угля. Если бы это количество было доставлено в какой-нибудь экваториальный порт, то там обнаружена была бы недостача в 1200 т, будь груз перевешен при приемке на пружинных весах, вывезенных со Шпицбергена. Линкор, весивший в Архангельске 20000 т, по прибытии в экваториальные воды становится легче тонн на 80; но это остается неощутительным, так как соответственно становятся легче и все другие тела, не исключая, конечно, и воды в океане. 1 Предыдущая Следующая
|