Предыдущая Следующая
Фарадей с Максвеллом, напротив, строили модель достаточно реалистичную, основанную на конкретных физических процессах и их свойствах. Ведь если частицы «чувствуют» друг друга на расстоянии, значит, их что-то связывает. Что-то невидимое, неосязаемое, но оно есть! Некая нематериальная среда. Возможно, что-то вроде жидкости или нечто похожее на нее, но не состоящее из материальных частиц — молекул или атомов. Это электромагнитное поле или полевая среда. Аналогия с жидкостью, конечно, грубая, но она позволяет выявить и наглядно предста-
80
вить характер поведения этой среды. Подобно жидкости она как-то движется, меняются ее количественные характеристики. Это приводит к изменению положений материальных объектов — заряженных тел — их притяжению или отталкиванию, которое мы и регистрируем в экспериментах. Но всем заправляет та самая невидимая субстанция. Ее движение можно постараться представить в виде силовых линий. И это только одна из возможностей. Их поток можно описать дивергенцией, подобно потоку воды в трубе. А вращение — циркуляцией, вихрем, как вращение воды в воронке. Потом связать эти характеристики между собой, опять же благодаря логике, аналогиям и экспериментам, воплощенным в физическом мышлении.
Похоже, что примерно так и вошли в электродинамику хорошо известные сегодня комбинации производных. Уравнения поля приобрели вид, связанный с определением истечения и вращения поля — дивергенции и ротора для электрической и магнитной составляющей. Появились представления о волнах в полевой среде и волновое уравнение. И многое другое. Возможно, эта модель не самая идеальная, и ее можно критиковать, но это настоящая физическая модель! Она есть, и она конструктивна. Она наглядна и позволяет понимать природу явлений, видеть определенный механизм того, как все происходит. Хотя для этого, конечно, нужно иметь некоторое воображение. И прилагать усилия.
Наверное, не всем такой подход придется по душе. Он связан с постоянным подсознательным ощущением причин происходящего. А люди не очень-то склонны постоянно думать о причинах. Даже совершая поступки в нашей повседневной жизни, большинство людей часто делает их автоматически, как бы на «автопилоте», «не забивая себе голову». А для этого нужен минимум четких правил — традиции и нормы. Или минимальный набор простых и коротких формул. Та самая «автострада», по которой можно «нестись сломя голову», не думая каждый раз над поворотами, перекрестками и направлением движения. Другими словами, езда на внедорожнике по новой местности — занятие трудное и неблагодарное. Оно — не для всех. Предыдущая Следующая
|