Предыдущая Следующая
Когда мы считаем, что решили задачу, мы естественно
принимаем новый набор теорий вместо старого. Именно поэтому наука, если ее рассматривать
как ищущую объяснений и решающую задачи, не ставит «задачи индукции». И нет
никакого секрета в том, почему у нас должно появиться непреодолимое желание
экспериментально принять объяснение, превосходящее все объяснения, которые мы
можем придумать.
Терминология.
Солипсизм — теория о том, что существует только
один разум, а то, что кажется внешней реальностью, — не более чем сон этого разума.
Задача индукции — поскольку научные теории невозможно
логически доказать с помощью наблюдений, как их можно доказать?
Индукция — придуманный процесс, с помощью
которого, как считалось, были получены из накопленных наблюдений или доказаны с
их помощью общие теории.
Задача — задача существует, когда кажется, что
некоторые наши теории, особенно их объяснения, неадекватны и требуют
усовершенствования.
Критика — рациональная критика сравнивает
конкурирующие теории с целью определения, какая из них предлагает лучшие
объяснения в соответствии с критериями задачи.
Наука
— цель науки — понять реальность через объяснения.
Характерный (хотя и не единственный) метод
критики, используемый в науке
— экспериментальная проверка.
Экспериментальная проверка — эксперимент, результат которого
может признать ложным одну или несколько конкурирующих теорий.
Резюме.
В фундаментальных областях науки наблюдение
даже небольших, едва различимых эффектов приводит нас к более грандиозным выводам
относительно природы реальности. Тем не менее, эти выводы невозможно логически
получить только из наблюдений. Что же делает их неопровержимыми? «Задача
индукции». Согласно индуктивизму научные теории открывают, экстраполируя
результаты наблюдений, и доказывают, получая подтверждающие их наблюдения. На
самом деле индуктивное рассуждение неправильно: невозможно экстраполировать
наблюдения до тех пор, пока для них не существует объяснительного стержня.
Однако опровержение индуктивизма, а также действительное решение задачи
индукции зависит от признания того, что наука — это не процесс выведения предсказаний
из наблюдений, а процесс поиска объяснений. Сталкиваясь с задачей, мы ищем
объяснения среди уже существующих. Затем мы начинаем процесс решения задачи. Новые
объяснительные теории начинаются с недоказанных гипотез, которые мы критикуем
и сравниваем в соответствии с критериями задачи. Теории, которые не выдерживают
критики, мы отбрасываем. Теории, выдержавшие критику, становятся общепринятыми,
некоторые из них содержат задачи и потому приводят нас к поиску еще лучших
объяснений. Весь процесс напоминает биологическую эволюцию. Предыдущая Следующая
|