Предыдущая Следующая
При таком положении вещей мнение о том, что
квантовая физика поглощает другие направления, следует рассматривать как
ограниченный взгляд физиков, испорченный, возможно, редукционизмом. Действительно,
каждая из трех оставшихся нитей достаточно богато, чтобы сформировать целую
основу мировоззрения некоторых людей почти так же, как фундаментальная физика
формирует основу мировоззрения редукционистов. Ричард Доукинс считает, что
«Если высшие создания из космоса когда-либо посетят Землю, их первым вопросом,
для оценки уровня нашей цивилизации будет: «Они уже обнаружили эволюцию?»»
Многие философы согласны с Рене Декартом, что эпистемология лежит в основе
всего остального знания и что нечто подобное аргументу Декарта cogito ergo sum — это наше
самое основное объяснение. Многие специалисты по вычислительной технике были
так поражены недавно открытыми связями между физикой и вычислением, что сделали
вывод, что вселенная — это компьютер, а законы физики - программы,
обрабатываемые этим компьютером. Но все это узкие взгляды на истинную
структуру реальности, которые даже вводят в заблуждение. Объективно новый
синтез имеет свой собственный характер, который существенно отличается от
характера любой из четырех объединяемых им нитей.
Например, я заметил, что фундаментальные
теории каждой из четырех нитей подвергались критике, частично справедливой, за
их «наивность», «ограниченность», «холодность» и т. д. Поэтому с точки зрения
физика-редукциониста, подобного Стивену Хокингу, человеческая раса — это всего
лишь астрофизически неважный «химический мусор». Стивен Вайнберг думает, что
«Чем более понятной кажется вселенная, тем более бессмысленной она кажется. Но
если в плодах нашего исследования нет утешения, то, по крайней мере, некоторая
доля утешения есть в самом исследовании». (The First. Three
Minutes1,
стр. 154). Но
любой, кто не связан с фундаментальной физикой, должен заинтересоваться,
почему это происходит.
Что касается вычисления, специалист по
вычислительной технике Томассо Тоффоли заметил, что «мы никогда не выполняем
вычисление самостоятельно, мы просто подключаемся к великому Вычислению, которое
уже происходит». Для него это не вопль отчаяния — совсем наоборот. Однако критики
мировоззрения, основанного на теории вычислительных систем, не хотят видеть
себя в виде чьей-то программы, обрабатываемой чьим-то компьютером. Теория
эволюции, понимаемая в узком смысле, рассматривает нас как простые «средства»
репликации наших генов или мимов и отказывается отвечать на вопрос о том,
почему эволюция стремилась создавать все большую адаптивную сложность, или на
вопрос о роли, которую такая сложность играет в более широкой схеме всего.
Подобным образом, (крипто-)индуктивистская критика эпистемологии Поппера
заключается в том, что, формулируя условия роста научного знания, его
эпистемология не объясняет, почему
это знание растет — почему она создает теории, которые стоит использовать. Предыдущая Следующая
|