Предыдущая Следующая
Рассмотрим следующее типичное утверждение, которое
относится к свободной воле: «После тщательного размышления я выбрал сделать X: я мог бы сделать другой выбор; это было
правильным решением: у меня хорошо получается принимать такие решения». В
рамках любой классической картины мира это утверждение абсолютно бессвязно. В
рамках картины мультиверса оно имеет прямое физическое представление,
показанное в таблице 13.1. (Я не предлагаю определять моральные или эстетические
ценности на основе таких представлений;
я просто показываю, что благодаря тому, что
квантовая реальность имеет характер мультиверса, свободная воля и связанные с
ней концепции теперь совместимы с физикой).
Таким образом, концепция вычисления Тьюринга
выглядит менее отвлеченной от человеческих ценностей и уже не препятствует пониманию
человеческих качеств, подобных свободной воле, при условии, что она понимается
в контексте мультиверса. Тот же самый пример оправдывает и теорию Эверетта. В
этой связи ценой понимания явления интерференции является создание или
углубление множества философских проблем. Но здесь, и во многих других
примерах, которые я привел в этой книге, мы видим, что происходит как раз
обратное. Эффективность теории мультиверса при вкладе в решение издавна существующих
философских проблем так высока, что эту теорию стоило бы принять даже при
полном отсутствии ее физических свидетельств. В самом деле, философ Дэвид Льюис
в своей книге On the Plurality of Worlds[25] постулировал существование мультиверса,
исходя исключительно из философских причин.
Таблица 13.1 Физические представления
некоторых утверждений, относящихся к свободной воле.
|
|
После
тщательного размышления я выбрал сделать Х
|
После
тщательного размышления некоторые копии меня, включая ту, которая говорит,
выбрали сделать Х
|
Я мог бы
сделать другой выбор
|
Другие копии
меня сделали другой выбор
|
Это было
правильным решением
|
Представления
моральных или эстетических ценностей, которые отражены в моем выборе
варианта X,
повторяются в мультиверсе гораздо более часто, чем представления
конкурирующих ценностей
|
У меня
хорошо получается принимать такие решения
|
Те копии
меня, которые выбрали Х и в других подобных ситуациях сделали правильный выбор,
численно превосходят все остальные копии
|
|
|
|
Вновь обращаясь к теории эволюции, я точно
так же могу согласиться с некоторой
обоснованностью критики теории эволюции Дарвина на основе того, что кажется
«невероятным», чтобы такие сложные адаптации могли развиться за данный
промежуток времени. Один из критиков Доукинса хочет, чтобы биосфера удивляла
нас так же, как удивило бы нас, если бы груда брошенных запасных частей упала в
форме Боинга-747. В связи с этим такая критика наводит на аналогию между, с
одной стороны, миллиардами лет проб и ошибок, имевших место на всей планете, и,
с другой стороны, мгновенной «случайностью совместного падения». Тем не менее,
является ли точно противоположная позиция Доукинса полностью адекватной как
объяснение? Доукинс не хочет, чтобы нас
удивляло то, что сложные адаптации появились спонтанно. Другими
словами, он заявляет, что его теория «эгоистичного гена» — это полное объяснение, конечно, не
конкретных адаптации, но возможности появления таких сложных адаптации. Предыдущая Следующая
|