Предыдущая Следующая
Таким образом, история Эверетта — это действительно история молодого
новатора, который оспаривал общепринятое мнение, и которого многие
игнорировали, пока десятилетия спустя его точка зрения постепенно не стала
новым общепринятым мнением. Однако основа новшества Эверетта заключалась не в
том, чтобы заявить о ложности общепринятой теории, а в том, чтобы заявить о ее
истинности! Те ученые, которые были далеки от того, чтобы думать на языке своей
собственной теории, отказывались думать на ее языке и использовали ее только
как инструмент. Однако они ничуть не жалея отказались от предыдущей
объяснительной парадигмы, классической физики, как только появилась теория
лучше.
Нечто подобное этому же странному явлению
произошло и в трех других теориях, которые обеспечивают основные нити
объяснения структуры реальности: в теориях вычисления, эволюции и познания. Во
всех случаях общепринятая ныне теория не сумела стать новой «парадигмой»,
несмотря на то, что она определенно вытеснила своего предшественника и других
конкурентов в том смысле, что ее регулярно применяют на практике. То есть, те,
кто работает в этой области, не принимают ее как фундаментальное объяснение
реальности.
Принцип Тьюринга, к примеру, вряд ли
когда-либо всерьез подвергался сомнению как практическая истина, по крайней
мере, в его слабых формах (например, что универсальный компьютер мог бы передать
любую физически возможную среду). Критика Роджера Пенроуза — редкое исключение, поскольку он
понимает, что противоречие принципу Тьюринга связано с предложением радикально
новых теорий как в физике, так и в эпистемологии, а также некоторых интересных
новых допущений в биологии. Ни Пенроуз, ни кто-либо другой пока не предложили
хоть сколь-нибудь жизнеспособного конкурента принципу Тьюринга, поэтому
последний остается общепринятой теорией вычисления. Тем не менее, высказывание
о том, что искусственный интеллект
в принципе возможен, логично следующее из этой общепринятой теории, ни в коем
случае не принимают как нечто само собой разумеющееся. (Искусственный
интеллект — это компьютерная
программа, которая обладает свойствами человеческого разума, включая ум, сознание,
свободную волю и эмоции, но работает на аппаратном обеспечении, отличном от
человеческого мозга). Возможность искусственного интеллекта ожесточенно
оспаривают выдающиеся философы (включая, увы, и Поппера), ученые и математики
и, по крайней мере, один выдающийся ученый, который занимается вычислительной
техникой. Но, видимо, мало кто из этих оппонентов понимает, что противоречит
признанному фундаментальному принципу фундаментальной дисциплины. Они не
предлагают альтернативных основ для этой дисциплины, как это делает Пенроуз.
Это все равно, что отрицать возможность нашего путешествия на Марс, не
замечая, что наши лучшие теории инженерного дела и физики утверждают обратное.
Таким образом, они нарушают основной принцип рациональности, который состоит в
том, что не следует с легкостью отказываться от хороших объяснений. Предыдущая Следующая
|