Предыдущая Следующая
Парадокс путешествия во времени — на первый взгляд невозможная
ситуация, которую мог бы создать путешественник во времени, если бы
путешествие во времени было возможно.
Парадокс дедушки — парадокс, при котором человек
отправляется в прошлое и затем мешает себе сделать это.
Парадокс знания — парадокс, при котором знание
создается из ничего, через путешествие во времени.
Резюме.
Путешествие во времени, возможно, будет
однажды достигнуто а возможно, и нет, но оно не парадоксально. Если человек
отправляется в прошлое, он сохраняет обычную свободу действий, но, в общем
случае в конце попадает в прошлое другой вселенной. Изучение путешествия во
времени — это
область теоретического изучения, в которой важны все четыре основные нити:
квантовая механика, с ее параллельными вселенными и квантовой концепцией
времени; теория вычисления из-за связи между виртуальной реальностью и
путешествием во времени и из-за того, что отличительные особенности путешествия
во времени можно исследовать как новые способы вычисления; эпистемология и теория
эволюции из-за связей, которые они налагают на способ появления знания.
Четыре основные нити связаны не только как
часть структуры реальности, они также являются замечательными параллелями между
четырьмя областями знания как такового. Все четыре основных нити имеют
необычный статус, который заключается в том, что большинство людей, работающих
в этих областях, одновременно принимают и отвергают их, полагаются на них и не
верят им.
Глава 13. Четыре нити.
Широко распространен следующий стереотип
научного процесса: молодой новатор-идеалист, противостоящий закоснелым людям из
научного «истэблишмента». Эти закоснелые люди, ограниченные удобной
традиционностью, которую они защищают и пленниками которой являются, приходят
в ярость из-за любого вызова, брошенного ей. Они ведут себя нерационально. Они
отказываются прислушиваться к критике, вступать в спор или принимать
свидетельство и пытаются подавить идеи новатора.
Этот стереотип был возведен в ранг философии
Томасом Куном, автором влиятельной книги The Structure of Scientific Revolutions[20]. В соответствии
с Куном, научный истэблишмент определяется верой его членов в набор
общепринятых теорий, которые вместе формируют мировоззрение, или парадигму. Парадигма — это психологический и теоретический
аппарат, на основе которого его приверженцы наблюдают и объясняют все, что
присутствует в их опыте. (Также можно говорить о парадигме в пределах любой
самодостаточной области знания, например, в физике). Стоит только какому-то
наблюдению нарушить важную парадигму, ее приверженцы просто перестают видеть
это нарушение. Столкнувшись со свидетельством этого нарушения, они обязаны рассматривать
его как «аномалию», экспериментальную ошибку, обман — как все, что позволит им поддерживать парадигму ненарушенной.
Таким образом, Кун считает, что научная ценность открытости критике и
экспериментальности при принятии теорий, а также научные методы
экспериментальной проверки и отказ от общепринятых теорий после их
опровержения, — это, главным
образом, мифы, которые человек не смог бы разыграть, имея дело с любой важной
научной проблемой. Предыдущая Следующая
|