Предыдущая Следующая
У виртуальной реальности и путешествия во
времени, по крайней мере, есть нечто общее: и первая, и второе систематически
изменяют обычное отношение между внешней реальностью и ощущением, которое
получает от нее пользователь. Таким образом, можно было бы задать следующий
вопрос: если универсальный генератор виртуальной реальности можно было бы так
легко запрограммировать на путешествие в будущее, можно ли использовать его
для путешествия в прошлое? Например, если, замедлившись, мы могли бы
отправиться в будущее, могли бы мы отправиться в прошлое, ускорившись? Нет; нам
просто показалось бы, что внешний мир замедлился. Даже при недостижимом пределе
бесконечно быстрой работы мозга, нам казалось бы, что внешний мир застыл в
конкретный момент. Тем не менее, по вышеприведенному определению, это было бы
путешествием во времени, но не в прошлое. Это можно было бы назвать
путешествием в «настоящее». Помню, когда я в последнюю минуту готовился к
экзаменам, я мечтал о машине, способной переносить в настоящее, — а какой студент не мечтал об этом?
Прежде чем перейти к обсуждению путешествия в
прошлое, как насчет передачи
путешествия в прошлое? До какой степени можно запрограммировать генератор
виртуальной реальности, чтобы дать пользователю ощущение путешествия в
прошлое? Мы увидим, что ответ на этот вопрос, как и на все вопросы о масштабе
виртуальной реальности, говорит нам и о физической реальности.
Характерные аспекты ощущения среды прошлого,
по определению, являются ощущениями определенных физических объектов или процессов — «часов» и «календарей» — в состояниях, которые имели место
только в прошлом (то есть, на прошлых снимках). Безусловно, генератор
виртуальной реальности мог бы передать эти объекты в этих состояниях.
Например, он мог бы дать человеку ощущение того, что последний живет в век
динозавров или находится в окопах Первой мировой войны, а также он мог бы
сделать так, что созвездия, даты в газетах и все, что угодно, появлялись бы
точно для этого времени. Насколько точно? Существует ли фундаментальный предел
точности передачи любой данной эпохи? Принцип Тьюринга гласит, что
универсальный генератор виртуальной реальности можно построить и
запрограммировать для передачи любой физически возможной среды, поэтому, ясно,
что его можно было бы запрограммировать для передачи среды, которая
действительно физически существовала когда-то. Предыдущая Следующая
|