Предыдущая Следующая
В главе 8
я сказал, что для того, чтобы какой-либо объект стал причиной своей собственной
репликации, должны быть выполнены два условия: во-первых, этот объект
действительно должен реплицироваться; и во-вторых, большая часть его вариантов
в этой же самой ситуации не должна реплицироваться. Это определение реализует
идею о том, что причина — это
нечто важное для ее следствий, а также работающее для причинно-следственного
отношения в целом. Чтобы Х стало причиной Y, должны выполняться два условия: во-первых, что как X, так и Y, происходят, и во-вторых, что Y
не произошел бы, если бы Х был другим. Например, причиной жизни на Земле был
солнечный свет, потому что как солнечный свет, так и жизнь произошли на Земле и
потому что жизнь не появилась бы, не будь солнечного света.
Таким образом, рассуждение о причинах и следствиях
неизбежно касается и вариантов причин и следствий. Один из таких вариантов
всегда говорит, что произошло бы,
если бы, при прочих равных условиях, такое-то событие было другим. Историк мог
бы высказать следующее суждение, что «если
бы Фарадей умер в 1830
году, то развитие техники
задержалось бы на двадцать лет». Смысл этого суждения кажется совершенно ясным
и, поскольку в действительности Фарадей не умер в 1830 году, а открыл электромагнитную индукцию в 1831, довольно убедительным. Это все равно, что
сказать, что открытие Фарадея, а следовательно, и то, что он не умер, частично
стало причиной произошедшего технического прогресса. Но что значит, в контексте
физики пространства-времени, рассуждать о будущем несуществующих событий? Если
в пространстве-времени не было такого события, как смерть Фарадея в 1830 году, то там нет и последствий этого
события. Конечно, мы можем представить
пространство-время, содержащее такое событие; но тогда, поскольку мы всего лишь
представляем его, мы также можем представить, что оно содержит любые, желаемые
нами последствия. Мы можем представить, например, что за смертью Фарадея
последовало ускорение
технического прогресса. Мы можем попытаться обойти эту двусмысленность,
представляя только такие пространства-времена, в которых, несмотря на отличие
рассматриваемого события от того, которое имело место в действительном
пространстве-времени, действуют те же самые законы физики. Неясно, что
оправдывает подобное ограничение нашего воображения, но, в любом случае, если
действуют те же самые законы физики, то рассматриваемое событие не могло бы быть другим, потому что законы
недвусмысленно определяют его, исходя из предшествующей истории. Таким
образом, пришлось бы представить и другую предшествующую историю. Насколько
другую? Историческое следствие нашего придуманного изменения критически зависит
от того, что мы будем подразумевать под «прочими равными условиями». А это
имеет двойной смысл, от которого невозможно избавиться, поскольку существует
бесконечно много способов представить такое положение вещей до 1830 года, которое привело бы к смерти Фарадея в
этом году. Некоторые из этих вещей несомненно привели бы к ускорению
технического Прогресса, а другие — к
замедлению. К каким из них мы обращаемся в своем высказывании «если... то.. .»7 Что считается «прочими равными условиями»?
Как бы мы ни старались, мы не преуспеем в устранении этой двусмысленности в
рамках физики пространства-времени. Невозможно избежать того факта, что в
пространстве-времени в точности одно событие имеет место в реальности, а все
остальное
— фантазии. Предыдущая Следующая
|