Предыдущая Следующая
Я отразил лишь общий смысл аргументов Пенроуза и его
оппонентов. Читатель поймет, что, в сущности, я на стороне его оппонентов.
Однако даже если признать, что геделианское доказательство Пенроуза не
доказывает то, что намеревается доказать, и кажется невероятным, что
предложенная им новая физическая теория объясняет то, что намеревается
объяснить, Пенроуз, тем не менее, прав, что любое мировоззрение, основанное на
существующей концепции научного рационализма, создает задачу для принятых
основ математики (или, как выразил бы это Пенроуз, наоборот). Это древняя
задача, которую поднял Платон, задача, которая, как показывает Пенроуз,
обостряется в свете как теоремы Геделя, так и принципа Тьюринга. Эта задача
заключается в следующем: откуда исходит математическая определенность в
реальности, состоящей из физики и понимаемой с помощью научных методов? В то
время как большинство математиков и специалистов по вычислительной технике
принимают определенность математической интуиции как нечто, само собой
разумеющееся, они не воспринимают проблему примирения этого факта с научным
мировоззрением всерьез. Пенроуз серьезно относится к этой проблеме и
предлагает решение. Его предложение представляет постижимый мир в определенном
аспекте, отвергает сверхъестественное, признает важность творчества для
математики, приписывает объективную реальность как физическому миру, так и
абстрактным категориям и включает объединение основ математики и физики. Во
всех этих отношениях я на его стороне.
Поскольку попытки Брауэра, Гильберта, Пенроуза и
всех остальных решить сложную задачу Платона, видимо, потерпели неудачу, стоит
снова взглянуть на мнимое ниспровержение Платоном идеи о том, что
математическую истину можно получить с помощью научных методов.
Прежде всего, Платон говорит нам, что, поскольку мы
имеем доступ только (скажем) к несовершенным кругам, значит, через них мы не
сможем получить знание о совершенных кругах. А почему нет? Точно так же можно
было бы сказать, что мы не можем открыть законы движения планет, потому что у
нас нет доступа к реальным планетам, а есть доступ только к их изображениям.
(Инквизиция это и говорила, и я объяснил, почему она ошибалась). Также можно
было бы сказать, что невозможно построить точные станки, потому что первый
такой станок пришлось бы строить с помощью неточных станков. Оглянувшись
назад, можно увидеть, что такая критика вызвана очень грубым изображением
принципа действия науки (подобным индуктивизму), который вряд ли можно считать
удивительным, поскольку Платон жил до того, что мы могли бы признать как
науку. Если, скажем, единственный способ узнать что-либо о кругах из опыта
заключается в том, чтобы исследовать тысячи физических кругов, а потом, из собранных
данных, попытаться сделать какой-то вывод об их абстрактных евклидовых
двойниках, то Платон уловил суть. Но если мы создадим гипотезу, что реальные
круги точно определенным образом похожи на абстрактные, и окажемся правы, то мы
определенно можем узнать что-либо об абстрактных кругах, глядя на реальные. В
геометрии Евклида часто используют рисунки для точного определения геометрической
задачи или ее решения. В таком методе описания существует возможность ошибки,
если несовершенство кругов на рисунке оставит впечатление, вводящее в
заблуждение, — например, если
кажется, что два круга касаются друг друга, хотя на самом деле этого не происходит.
Но, поняв отношение между реальными и совершенными кругами, можно аккуратно
исключить все подобные ошибки. А не понимая этого отношения, практически
невозможно понять геометрию Евклида. Предыдущая Следующая
|