Предыдущая Следующая
Следующая глава,
вероятно, приведет в ярость многих математиков. С этим ничего не поделаешь.
Математика — это не то, чем они ее
считают.
(Читатели, не знакомые с традиционными
допущениями относительно определенности математического знания, могут
посчитать главный вывод этой главы таковым, что наше знание математической истины
зависит от нашего знания физического мира, и не более надежно, чем это знание
является очевидным. Возможно, эти читатели предпочтут только просмотреть эту
главу и сразу же перейти к обсуждению времени в главе 11).
Глава 10. Природа математики.
«Структура реальности», которую я описывал до
сих пор, была структурой физической
реальности. Тем не менее, я свободно ссылался на такие категории, которых нет
нигде в физическом мире, — абстракции, такие как числа и бесконечные множества
компьютерных программ. Да и сами законы физики нельзя отнести к физическим категориям
в том смысле, в каком к ним относятся камни и планеты, Как я уже сказал, «Книга
Природы» Галилео — всего лишь
метафора. И кроме того, существует вымысел виртуальной реальности, несуществующие
среды, законы которых отличаются от реальных физических законов. За пределами
этих сред находится то, что я назвал средами «Кантгоуту», которые невозможно
передать даже в виртуальной реальности. Я сказал, что существует бесконечно
много таких сред для каждой среды, которую можно передать. Но что значит
сказать, что такие среды «существуют»? Если они не существуют ни в реальности,
ни даже в виртуальной реальности, то где они существуют?
А существуют ли абстрактные нефизические
категории вообще? Являются ли они
частью структуры реальности? В данной ситуации меня не занимают проблемы
простого использования слов. Очевидно, что числа, физические законы и т. д.
действительно «существуют» в некотором смысле и не существуют в другом.
Независимо от этого возникает следующий вопрос: как мы должны понимать такие
категории? Какие из них являются всего лишь удобной формой слов, которые, в конечном
счете, ссылаются на обычную физическую реальность? Какие из них всего лишь
преходящие особенности нашей культуры? Какие из них произвольны, как правила
банальной игры, которые нужно только посмотреть в приложении? А какие, если
такие вообще есть, можно объяснить только, если приписать им независимое
существование? Все, что относится к последнему виду, должно быть частью структуры реальности, как она
определяется в этой книге, потому что это необходимо понять, чтобы понять все,
что понято. Предыдущая Следующая
|