Предыдущая Следующая
Артур К. Кларк однажды заметил, что «любую
достаточно перспективную технологию невозможно отличить от волшебства». Это
правда, но вводит в некоторое заблуждение. Такое заявление делается с точки
зрения донаучного мыслителя и являет собой ошибочный обходной путь. В
действительности, для любого, кто понимает, что такое виртуальная реальность,
даже настоящее волшебство будет неотличимо от технологии, поскольку в
постижимой реальности нет места волшебству. Все, что кажется непостижимым,
наука рассматривает просто как свидетельство того, что есть что-то, что мы еще
не поняли, будь это магический трюк, перспективная технология или новый закон
физики.
Рассуждение, исходящее из условия своего
собственного существования, называется «антропным». Хотя оно некоторым образом
применимо в космологии, обычно его необходимо дополнять самостоятельными
допущениями о природе «себя», чтобы получить определенные выводы. Однако
антропное рассуждение — не
единственный способ, с помощью которого обитатели нашего гипотетического
виртуального места заключения могли бы получить знание о внешнем мире. Любое из развившихся объяснений их
небольшого мира могло бы моментально достигнуть внешней реальности. Например,
сами правила шахмат, содержащие то, что может осознать внимательный игрок, — это «ископаемое свидетельство» того, что
эти правила эволюционировали: существуют «незаурядные» ходы, например,
рокировка и взятие на проходе, которые
увеличивают сложность правил, но и совершенствуют игру. Объясняя эту сложность,
справедливо сделать вывод, что правила шахмат не всегда были такими, как
сейчас.
В попперианской схеме всего объяснения всегда ведут
к новым задачам, которые, в свою очередь, требуют новых объяснений. Если через
некоторое время пленники не смогут усовершенствовать существующие у них
объяснения, они, конечно, могут сдаться, возможно, ошибочно заключив, что
объяснения вообще недоступны. Но если они не сдадутся, то они будут размышлять
над теми аспектами окружающей их среды, которые, как им кажется, не имеют адекватного объяснения.
Таким образом, если бы тюремщики высоких технологий хотели быть уверенными, что
переданная ими среда, вечно будет заставлять их пленников думать, что внешнего мира не существует, они просто
загрузили бы их работой по горло. Чем более долгую иллюзию они хотели создать,
тем более изощренной должна была быть программа. Недостаточно просто оградить
пленников от наблюдения внешнего мира. Переданная среда должна быть такой,
чтобы никакие объяснения того, что находится внутри, никогда не потребовали бы
от пленника формулировки того, что находится снаружи. Другими словами, эта среда
должна быть самосодержащей во всем, что касается объяснений. Но Я сомневаюсь,
что хоть какая-то часть реальности, не говоря уже о всей реальности, обладает
таким свойством. Предыдущая Следующая
|