Предыдущая Следующая
Человека, столкнувшегося с этим огромным и
быстро растущим меню теорий, созданных человеческой расой, можно простить за
его сомнения в том, что один индивидуум способен за свою жизнь отведать каждое
блюдо и самостоятельно, как это могло быть когда-то, оценить все известные
рецепты. Однако объяснение — необычная пища: большую порцию не обязательно труднее
проглотить. Теорию может вытеснить новая теория, более точная, с большим
количеством объяснений, но и более простая для понимания. В этом случае старая
теория становится лишней, и мы понимаем больше, а учим меньше, чем раньше.
Именно это и произошло, когда теория Николая Коперника о том, что Земля
движется вокруг Солнца, вытеснила сложную систему Птолемея, которая помещала
Землю в центр Вселенной. Иногда новая теория может упрощать существующую, как
в случае, когда арабские (десятичные) цифры заменили римские. (В данном случае
теория выражена неявно. Каждое обозначение определяет конкретные операции,
положения и мысли о числах проще других и, следовательно, воплощает теорию, по
которой операции с числами становятся более простыми и эффективными). Новая
теория может объединять две старые теории, обеспечивая большее понимание, чем
при отдельном использовании старых теорий, как это произошло, когда Майкл
Фарадей и Джеймс Кларк Максвелл объединили теории электричества и магнетизма в
одну теорию электромагнетизма. Косвенно, более полные объяснения, в любом
предмете направлены на усовершенствование методов, понятий и языка, с помощью
которых мы пытаемся понять другие предметы, и, таким образом, наше знание в
целом может стать более простым для понимания.
Общеизвестно, что часто, когда новые теории
таким образом заменяют старые, последние не забываются навсегда. Даже римские
цифры все еще используют сегодня в определенных случаях. Громоздкие методы, с
помощью которых люди когда-то вычисляли, что XIX, умноженное на XVII, равно CCCXXIII, уже не применяются всерьез, но
даже сейчас они несомненно известны и понятны кому-то, например, историкам
математики. Означает ли это, что человек не может понять «все, что понято», не
зная римских цифр и их загадочной арифметики? Совсем нет. Современный
математик, который по какой-то причине никогда не слышал о римских цифрах, тем
не менее, уже обладает полным пониманием связанной с ними математики. Узнав о
римских цифрах, этот математик приобретет не новое понимание, а всего лишь
новые факты — исторические факты, факты о свойствах каких-то произвольно
обозначенных символов, а не новое знание о самих числах. Он уподобится зоологу,
который учится переводить названия видов на иностранный язык, или астрофизику,
который узнает, каким образом люди различных культур распределяют звезды по
созвездиям. Предыдущая Следующая
|